Красноярский край
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Наталия Фирюлина: В 2021 году мы сохраним меры поддержки для красноярцев

28 сентября 2020, 13:50

Председатель Красноярского городского Совета, член фракции «Единая Россия» Наталия Фирюлина рассказала газете "Городские новости", каким будет городской бюджет и на каких статьях нельзя экономить.

Пандемия внесла свои коррективы во все сферы деятельности. Ухудшилось финансовое положение людей и предприятий, возникли трудности и с выполнением ряда обязательств муниципальной власти. О том, насколько «просел» бюджет Красноярска, будут ли обеспечены социальные гарантии и о многих других актуальных для горожан вопросов мы побеседовали с председателем Красноярского городского совета депутатов Наталией Фирюлиной.

- Наталия Вячеславовна, с каким настроем вы вступаете в новый политический сезон после депутатских каникул?

- Каникул в привычном понимании у нас в этом году не было. В период с 24 марта по 15 сентября мы провели семь сессий! Одними из первых в России оперативно изменили муниципальный устав, внесли поправки и законодательно закрепили за собой право работать дистанционно. Кроме того, у нас было много выездных совещаний во все районы Красноярска. Депутаты контролировали наведения порядка на Абаканской протоке, благоустройство дворов и скверов. Сейчас депутаты проверяют, как в городе обстоят дела со школьным горячим питанием.

1 сентября мы вернулись в очный режим работы: граждане могут со своими проблемами обращаться к народным избранникам. При этом стараемся по возможности не посещать массовые мероприятия, носим маски и соблюдаем все остальные меры безопасности. Расслабляться ещё рано!

- Насколько пандемия ударила по бюджету Красноярска? Ведь муниципальной власти пришлось, чтобы смягчить последствия форс-мажорной ситуации, нести незапланированные расходы.

- Для малого бизнеса мы установили льготы на арендную плату и единый налог на вменённый доход. Такой мерой воспользовалось почти 20 тысяч предпринимателей. Аренда муниципального имущества снизилась практически до нуля, ставка по ЕНВД за второй квартал — тоже. Эти послабления мы продлили и на третий квартал. Поэтому только плановое недополучение доходов выливается в сумму порядка 300 миллионов.

Плюс к этому выполняются очень многие федеральные решения по поддержке предпринимательства. В частности, поступления налога на прибыль планируется только осенью.  При этом, в пандемию мы смогли в нормальном режиме выполнять такие муниципальные функции, как оплата труда большой армии воспитателей и нянечек в детских садах. И даже выделили субсидию, чтобы частично компенсировать потери частных садиков, находящихся с нами в контрактных отношениях.

Проанализировав итоги полугодия, мы предполагаем, что бюджет города в этом году не досчитается примерно одного миллиарда рублей.

- Насколько катастрофична потеря миллиарда для бюджета нашего города?

— Это ощутимо, но пока не критично. Всё-таки у Красноярска почти 35-миллиардный бюджет, муниципалитет старается рачительно обращаться с деньгами налогоплательщиков. Постепенно восстанавливается производство и потребительский спрос. Хотя есть области, которые «завалились» за последние месяцы очень серьёзно. Например, общественное питание, откуда люди массово ушли и не спешат возвращаться, ряд других сфер. Пока какие-то итоги подводить рано. Всё-таки уже заработали в полную силу крупные промышленные предприятия, общественный транспорт, открылись школы и магазины. Надеемся, что край сократит до минимума недополученные доходы. У нас есть надежда, что экономика Красноярска стабилизируется в ближайшие месяцы. В Законодательное Собрание края внесен законопроект о корректировке регионального бюджета, и у городского бюджета есть шанс получить порядка одного миллиарда рублей.

- Есть такое понятие, как муниципальный долг. И он довольно большой. Как его обслуживать в нынешней сложной ситуации?

- Совершенно верно: существуют определённые межбюджетные отношения, которые сложились между краем и муниципалитетами, — в том числе и городом Красноярском. Если говорить, например, о том, какую сумму налога на доходы физических лиц получает город от общей собираемой суммы, то это 30 процентов. Пока это так, хотя есть надежда, что со временем соотношение может поменяться в пользу города.

Безусловно, нужно стремиться к более сбалансированному расходованию средств, замещать коммерческие кредиты бюджетными. Несмотря на то, что в стране наметилась тенденция к снижению ставок, обслуживание долга всё равно стоит достаточно дорого. Изменения в бюджетном кодексе, которые должны вступить в силу с 1 января 2021 года, подвигают и нас, как муниципалитет, и краевое правительство, которое тоже заинтересовано в развитии столицы региона, искать новые пути решения финансовых вопросов.

Июльская корректировка бюджета составила четыре миллиарда рублей. Часть этих денег мы потратили на погашение кредитов, то есть положили в фундамент своей долговой устойчивости. На уровне Правительства края для муниципалитетов была разработана методика расчёта этого показателя, в соответствии с которой Красноярск по долговой устойчивости находится в средней группе.   

- Чем нам это грозит?

- Под вопросом может оказаться исполнение наших инициативных полномочий. Их довольно много. Например, выплаты мамам компенсаций за отсутствие места в детском саду, помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, социальное такси для инвалидов, которым в последнее время пользуется немало горожан. Это очень серьёзные направления, на которые мы ежегодно тратим почти 700 миллионов рублей. И, безусловно, хотим их сохранить в дальнейшем. По сути, это уже обязательства перед людьми, которые мы добровольно на себя взяли. Не очень логично какое-то время их выполнять, а потом вдруг взять и перестать — пусть даже по объективным причинам. 

Ещё весной депутаты вместе с главой города в удалённом режиме обсуждали, на чём можно сэкономить во время кризиса. И сошлись на том, что точно не на капитальных расходах. Строительство социальных объектов – в приоритете! Возведение школ и детских садов — это, в том числе, новые рабочие места, зарплаты людям, которые содержат семьи. Безусловно, это должно продолжиться. Надеюсь, что все пять дошкольных учреждений, которые сейчас строятся в разных районах Красноярска, введут в строй до конца года.

- И новые школы тоже будут возводиться?

- Конечно. Всё, что заявлено в национальных проектах с долей городского софинансирования, будет реализовано. Ведутся необходимые работы в новых микрорайонах, ведь мы стремимся к тому, чтобы Красноярск стал городом без окраин. Такого количества средств, которые в последние два года вкладываются в развитие микрорайонов Солнечный, Пашенный, Мясокомбинат и других удалённых от центра территории, никогда раньше на подобные цели не расходовалось.    

 - Давайте мысленно перенесёмся в 2021 год. Не отразятся ли последствия пандемии на жизни горожан, уже привыкших к тому, что Красноярск с каждым годом решает всё больше острых проблем, а власти реализуют всё больше проектов развития?

- Нас ждёт вступление в силу изменений в бюджетном кодексе, что, разумеется, способно повлиять на многое. В том числе на меры поддержки, к которым красноярцы уже привыкли. Но я надеюсь, и даже уверена, что в 2021 году мы их сохраним: красноярский бюджет всегда был социально ориентированный, и в этом смысле ничего принципиально не изменилось.  

Конечно, важно обустраивать дополнительные общественные пространства, заниматься островом Татышев, набережными Енисея, другими интересными проектами развития города. Сегодня мы пытаемся привлечь к этому инвесторов и благотворителей, то есть находить какие-то другие механизмы, помимо использования бюджетных средств.

Разумно было бы срок вступления в действие новой статьи бюджетного кодекса перенести на немного более поздний срок — на тот момент, когда нормализуется экономика и городское хозяйство. Но уже сейчас администрация Красноярска активно обсуждает наши межбюджетные отношения с краем. Город рассчитывает получить помощь, которая, возможно, снимет часть проблем. Примерно в середине октября будет ясно, куда мы движемся. Думаю, что расширить наши социальные инициативные полномочия мы при всём желании пока не сможем — хотя такие планы были. Увы, пандемия ударила по многим нашим задумкам. Перед нами стоит задача сохранить то, что есть.  

- Мы знаем, что депутаты горсовета многое сделали для организации горячего питания учащихся младших классов, и это стоило огромных усилий. Почему муниципалитет не стал ставить эту программу на паузу из-за пандемических сложностей? Ведь указ Президента предусматривает такую возможность.   

-  Мы ещё весной осознали, что питание детей — приоритет национальной важности. И начали основательно прорабатывать все детали его реализации в столице края. Не раз поднимали эту тему на наших заседаниях ещё в конце 2019 года, и даже рассчитывали сумму, которую необходимо привлечь из городского бюджета. 

Понятно, что сделать это было бы достаточно непросто, и хорошо, что окончательное решение было принято на уровне страны. Как только механизм заработал, мы даже мысли не допускали о том, чтобы не внедрить его в Красноярске. Поэтому город стал пилотной площадкой для апробации нововведения уже в сентябре.

С 1 сентября наши учащиеся с 1 по 4 классы начали бесплатно и качественно завтракать либо обедать в школе. Федеральную субсидию город получил несколько позже, чем планировалось. Но мы уже в августе позаботились о том, чтобы муниципальные образовательные учреждения заключили контракты с частными предпринимателями, с которыми они взаимодействовали до появления школьного комбината питания.

Сейчас депутаты мониторят эту ситуацию, постоянно получают фотографии готовых блюд от детей и родителей, проводят по школам рейды. Где-то вскрываются недостатки, где-то к приготовлению блюд для детей подходят халатно: например, кормят слипшимися макаронами. Было и такое, не стану скрывать. Считаю, что здесь имеет первостепенное значение принципиальная позиция администрации школы. Точно знаю, что одна из директоров в начале сентября с вечера инициировала в столовой «репетицию» приготовления каши. Оказалось, что повара отвыкли варить так много еды. Партия получилась неудачной, и её выбросили. А утром всё повторили, но уже с учётом замечаний, и вышло гораздо лучше.      

Мы даже открыли страницу на нашем сайте, где горожане могут сообщать о проблемах в этой сфере. Питание детей — очень неоднозначная тема, зачастую даже болезненная. Кто-то считает, что блюдо несолёное, кому-то мало специй. Поэтому должны браться за основу единые, непредвзятые критерии качества. Безусловно, питание должно быть здоровым, с достаточным количеством калорий, цикличным меню.

Пройдёт время, прежде чем сами дети к этому привыкнут. Дело в том, что до недавних пор школьникам предоставлялся выбор. Кому-то мама давала с собой из дома контейнер, кто-то шёл и самостоятельно покупал сосиски. Сегодня, когда есть реальная возможность, чтобы ребёнок питался в школе завтраками и обедами из полезных продуктов, думаю, лишь немногие будут ею пренебрегать. Сосисок по новым стандартам сейчас в школах нет. Но я точно знаю, что по субботам иногда пекут блины, и это хорошо.

 

Именно такие социальные инициативы лучше любых слов свидетельствуют, что власть в нынешний сложный период делает акцент на конкретной помощи людям. И этого курса мы будем придерживаться и в будущем.   

Спикер
Фирюлина Наталия Вячеславовна
Фирюлина Наталия Вячеславовна
Председатель Красноярского городского Совета депутатов, руководитель Сибирской партийной школы "Енисей"

Общественная приемная